Архив статей

К 100-летию со дня рождения Вакина С.А. - основателя военно-научной школы теории и практики РЭБ в авиации

Вакин С.А.

К 100-летию со дня рождения

основателя военно-научной школы теории и практики РЭБ в авиации

vakin_1.jpg

 

Периодически наша жизнь бросает людям вызов и ставит человека перед выбором. И от того, как ответит человек на тот или иной вызов и какой выбор он сделает, зависит его судьба, судьба его близких, коллег по работе. Ведь судьба человека, по сути, представляет собой не что иное, как цепь тех или иных его поступков. А из поступков людей, не смутившихся перед вызовами своего времени, складываются судьбы народов и их государств.

Об одном из таких вызовов и о человеке, откликнувшемся на него, далее и пойдет речь.

В послевоенное время в мире происходило бурное развитие технологий, что, вполне естественно, приводило к резкому усложнению средств вооруженной борьбы. К середине 50-х годов прошлого столетия в динамике развития авиации и средств противовоздушной обороны сложились условия, потребовавшие изменений в характере применения сил и средств видов Вооруженных Сил. Это было обусловлено, прежде всего, поступлением на вооружение армий ведущих государств зенитно-ракетных комплексов с системами радиоуправления. В этой обстановке возникла объективная необходимость проведения комплексных исследований для изыскания способов повышения эффективности действий авиации путем применения средств радиотехнической разведки и противодействия.

Такая задача была поставлена Правительством трем военным академиям Министерства обороны – ВАГШ им. К.Е. Ворошилова, ВВА (впоследствии им. Ю.А. Гагарина), ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского – и ЦНИИ-108 Министерства радиопромышленности. Не смотря на то, что головным исполнителем работы была определена ВАГШ, практически большая часть работы легла на ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского. Дело в том, что формально ВАГШ занималась вопросами стратегии и оперативного искусства, ВВА – оперативно-тактическими и тактическими вопросами применения авиации, ЦНИИ – преимущественно техническими и технологическими проблемами. Вот этими формальностями и было обусловлено то, что заместителем научного руководителя НИР должен был стать представитель ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского. И вроде бы таким представителем по рангу должен быть начальник кафедры, но тут опять вступили в силу другие формальности.

Предварительные работы по данной тематике в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского проводились на кафедре авиационной радиолокации и радионавигации по инициативе ее начальника доктора технических наук профессора В.В. Ширкова и вроде бы как по логике вещей ему бы эти работы и продолжать. Однако от ВАГШ им. К.Е. Ворошилова, как головного исполнителя, работу возглавил начальник кафедры, имевший ученую степень всего лишь кандидата военных наук. В результате заместителем научного руководителя НИР было предложено стать Сергею Александровичу Вакину, начальнику лаборатории, кандидату технических наук. И этот призыв судьбы Сергей Александрович принял!

Впоследствии Сергей Александрович вспоминал: «Сначала была поставлена задача по разработке тактико-технического задания на выполнение работы. Разработка проходила в течение 1956 года. Несмотря на то, что академия ГШ была определена головным исполнителем, получалось так, что ведущая роль в разработке ТТЗ была отведена ВВИА. Меня назначили главным исполнителем от академии Жуковского и на меня была возложена задача согласования ТТЗ со всеми другими исполнителями, что я и делал, объезжая все академии.… В последующем работа была построена так, что …. мне приходилось обращаться к конкретным исполнителям с заданиями и тогда они очень сильно помогали, давали конкретные материалы для отражения в итоговом отчете».

За этими словами скрывается один интересный факт: любая работа, как правило, держится на одном единственном человеке, исполнителе, который все время держит ее в голове, можно сказать, что «она его не отпускает». Этот человек является как бы ее стержнем, вокруг которого развиваются события, он задает ей тон, ритм, направление, определяет последовательность выполнения, он же и определяет, когда работу можно считать законченной. Ну а если исполнитель пускает дело на самотек, работа либо стоит, либо разваливается. Образно можно сказать, что каждого из привлекаемых к работе нужно «брать за ручку» и вести, отпустил «ручку» – работа либо стоит, либо уходит в сторону. Именно в таком подходе к порученному делу и кроется один из определяющих ключей к успеху. И для того, чтобы быть таким стержнем, надо обладать соответствующим характером, иметь терпение, выдержку, обладать даром убеждения людей, уметь увлекать их.

А характер Сергея Александровича формировался в непростые годы с самого детства. Он родился в 1920 году в селе Афонасово Калужской области. Совсем не трудно себе представить какое детство было в те годы, в годы гражданской войны, разрухи, напряжения всех сил народа при восстановлении страны. В школу Сергей Александрович пошел в 1928 году, а вот находилась она в шести километрах от дома. И ходить надо было в любую погоду, по темноте, да к тому же еще и через лес. Да и зимы в те времена были не такие, как сейчас, а с настоящими трескучими морозами. Уже тогда требовались смелость, находчивость, упорство, целеустремленность, ответственность и много чего еще.

Несмотря на трудности, тяга к знаниям, пытливый ум, настойчивость в освоении учебного материала, позволили по окончании школы в 1938 году поступить на физический факультет Московского государственного университета.

Когда грянула война, Сергей Александрович в составе студенческого отряда строил военные укрепления в районе города Рославля. Выкапывал по 12 кубометров земли, получил квалификацию землекопа 4-го разряда.

Добровольцем попросился на фронт, 6 сентября 1941 года был призван на военную службу, vakin_2_(1).jpgно вместо фронта был направлен на учебу в ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского. На фронт Сергей Александрович все-таки попал, всю практику он проходил во фронтовых частях.

Академию он закончил уже после Победы, в октябре 1945 года, по выпуску ему была присвоена квалификация «инженер-электрик ВВС». Назначение Сергей Александрович получил на должность инженера лаборатории кафедры радиолокации академии. Далее он проходил службу в качестве младшего преподавателя, преподавателя, старшего научного сотрудника, заместителя начальника отделения, начальника научно-исследовательской лаборатории. Все это позволяло набирать разносторонний опыт и оттачивать навыки в работе. И все это пригодилось в деле, которое, как показали дальнейшие события, оказалось главным в жизни Сергея Александровича.

Работа по изысканию путей повышения эффективности авиации была успешно завершена в конце 1957 года. Она получила высокую оценку руководства Министерства обороны, Главного командования ВВС. По ее результатам стала понятна необходимость осуществления перехода от использования отдельных, как тогда говорили «станций радиомешания» или «средств забивки радиостанций противника» к формированию нового важнейшего направления военной деятельности, получившего в дальнейшем название «радиопротиводействие». И как-то надо было осуществлять военно-научное обеспечение этого направления.

Было предложено по новому направлению сформировать отдел научно-исследовательской vakin_3.jpgлаборатории при кафедре авиационной радиолокации и радионавигации, на что начальник академии ответил примерно следующее: «Только малограмотные и узко мыслящие люди могут предлагать отдел. По данному направлению нужно создавать кафедру!». Возглавить кафедру было предложено инженер-подполковнику Вакину С.А., но прежде чем возглавить кафедру, ее нужно было еще создать.

У начальника любого уровня всегда есть три заботы: чтобы его формирование было укомплектовано; оснащено всем необходимым; и личный состав был обучен выполнению задач по предназначению. А теперь представьте, что структура не понятна и ее нужно разработать, необходимое оснащение нужно определить, подобрать людей, обучить, выработать направления деятельности, сформировать задачи. Все это необходимо было сделать на строго научной основе, а главное – не ошибиться, потому что вся предстоящая деятельность должна была быть непосредственно связана с войсками и ошибки будут выливаться не только в материальный ущерб государству, но и, что существенно важнее, в здоровье и жизни людей.

Основным научным направлением кафедры в первые годы после ее создания было исследование проблем радиопротиводействия и, в частности, определение возможностей использования активных помех радиодиапазона. В качестве основного метода исследования объектов радиоэлектронного подавления в это время был принят анализ, реализуемый во многом путем проведения натурных экспериментов. В этой работе были впервые определены и всесторонне обоснованы структуры объектов подавления нового поколения. Итогом этого цикла работ явились конкретные предложения по характеристикам, составу и построению самолетных средств и способам радиоэлектронного подавления, которые были защищены почти тридцатью авторскими свидетельствами и во многом реализованы в конкретной аппаратуре радиоэлектронного подавления нового поколения, принятой на вооружение ВВС. Параллельно с этим на кафедре создавались лабораторные установки, стенды, макеты, учебные плакаты.

vakin_4.jpgСергей Александрович прекрасно понимал, что без сплочения коллектива кафедры в единый организм, без направления энергии и устремлений каждого сотрудника кафедры в единое русло, ни о каком результате не может быть и речи. И ему это удалось. С первых лет существования коллектив кафедры пользовался большим авторитетом не только в ВВС, Министерстве Обороны, но и в стране в целом. Ежегодно за консультациями по различным вопросам на кафедру обращалось более 30 организаций: штабов, строевых частей, НИИ, ВУЗов, в том числе и гражданских, предприятий промышленности. По 70 – 90 раз в год оказывалась помощь путем проведения консультаций и чтения лекций строевым частям с выездом в пункты их дислокации и на полигоны.

В целом сформированный коллектив был способен решать самые сложные научные задачи. В первые годы им была выполнена серия научно-исследовательских работ, в которых раскрылись творческие возможности коллектива. Проведенные фундаментальные исследования на долгие годы вперед определили принципы построения комплексов помех, логику использования помеховых сигналов, методов оценки их эффективности. Выполнение научных исследований  явилось хорошей школой для молодого коллектива, из 26 участвовавших в них сотрудников кафедры 8 впоследствии стали докторами, а 15 – кандидатами наук. Многие из выполненных тогда исследований опережали свое время. Так, например, результаты выполнения ряда НИР, докладываемые Военному Совету ВВС научным руководителем работ С.А. Вакиным, позволили определить впоследствии успешно реализованную концепцию построения системы вооружения ВВС средствами радиопротиводействия. Все это осуществлялось на чистом энтузиазме, на понимании важности и значения проводимых работ для обороноспособности государства и обеспечения мирного неба над головой. Нельзя забывать, что так называемый «карибский кризис» происходил как раз в эти годы.

Со временем работа созданной кафедры и ее коллектива во главе со своим молодым начальником приобрела плановый характер. Наладился учебный процесс, определилось тесное взаимодействие со строевыми частями, закрепились направления научных исследований, обозначилась хозяйственная деятельность.

Учебные занятия кафедра начала вести с начала осеннего семестра 1959 – 1960 учебного года. Первое время кафедра обеспечивала проведение всех видов занятий по одной учебной дисциплине, которая была поставлена и читалась лично Сергеем Александровичем. По результатам проводимых научных исследований, апробированных при проведении занятий, на учениях войск, в ходе КШУ различных уровней в 1966 году была издана закрытая книга, а в 1968 году на ее базе в издательстве «Советское радио» – открытый вариант. Так вот, открытая книга практически мгновенно была переведена в США на английский язык, а для ее использования в странах Варшавского Договора она была переведена в Польше. Интересно, что когда со временем был снижен гриф закрытой книги до «дсп», она полностью исчезла из академической библиотеки, все до единого экземпляра находились на руках, и во все последующие годы для ее добывания приходилось перехватывать отдельные экземпляры при их сдаче. К слову сказать, моментов таких было крайне мало, потому что сдавали эту книгу только при увольнении или убытии к новому месту службы.

В начале семидесятых годов на кафедру была возложена специализированная первичная подготовка инженеров по радиоэлектронной борьбе, а с 1976 года кафедра была включена в систему подготовки руководящего инженерного состава по своему профилю. Кафедра приобрела статус выпускающей, а вместе с этим неимоверно возросла и ответственность за порученное дело. Кто знаком с учебной работой, тот хорошо понимает, что значит организовать подготовку специалистов по специальному профилю. Сергею Александровичу пришлось наладить взаимодействие и добиться соответствующего понимания не только с кафедрами своего факультета, но и со всеми кафедрами академии, внедрить в общий учебный процесс особенности подготовки слушателей по профилю радиоэлектронной борьбы. А эти особенности в некоторых случаях требовали не только изменения расчасовки или последовательности проведения занятий, но и введения занятий по специализированным материалам.

Все это также было своевременно обеспечено. Со временем на кафедре сложился свой стиль подготовки слушателей, оборудован зал дипломного проектирования, были созданы специализированные классы по различным блокам учебных дисциплин. Были отлажены аэродромная и ремонтная практики, войсковая стажировка. Рецензентами выпускных квалификационных работ стали выступать начальники служб РЭБ соединений и объединений ВВС. Это позволяло выпускникам академии по профилю кафедры приступать к исполнению служебных обязанностей сразу по прибытии в части и организации.

В 1970 году Сергей Александрович защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук, а в 1973 году ему было присвоено ученое звание профессора.

На кафедре была создана военно-научная школа теории и практики радиоэлектронной борьбы в ВВС, основателем и бессменным руководителем которой также стал Сергей Александрович.

После увольнения в запас в 1984 году Сергей Александрович не стал расставаться с vakin_5.jpgсозданной им кафедрой, а остался работать в должности профессора. В 1998 году Сергею Александровичу было присвоено звание почетного профессора ВВИА им. проф. Н.Е Жуковского. Работал он до самой своей кончины 4 августа 2010 года, не дожив до своего 90-летия 16 дней.

20 августа 2020 года исполнится 100 лет со дня рождения участника Великой Отечественной войны, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, почетного радиста, основателя военно-научной школы теории и практики РЭБ в ВВС, кафедры РЭБ, доктора технических наук, профессора Вакина Сергея Александровича. Он прожил яркую, насыщенную жизнь.

На его счету десятки изобретений, сотни научных трудов, свыше 50-ти лично подготовленных учеников – кандидатов наук, большинство из которых впоследствии защитили докторские диссертации. Его труд отмечен орденами и медалями. Среди наград Сергея Александровича значатся ордена Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», медали «За отвагу», «За победу над Германией», «За воинскую доблесть», «За безупречную службу».

vakin_6.jpg

Благодаря его самоотверженному труду, целеустремленности, особого понимания значимости науки, ощущения ритма и велений времени удалось предотвратить материальные потери и сохранить жизни летного состава в локальных войнах и конфликтах.

Вся его жизнь – яркий пример ответственного отношения к жизни и образец творческого подхода к порученному делу!


 


Дата: 2020-08-18 | Просмотров: 116

Поздравляем с днем Военно-Воздушных Сил!

bbc_2019.jpg



День Военно-воздушных сил отмечается в России 12 августа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.08.97 № 949 «Об установлении Дня Военно-воздушных сил».

В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ номер 397, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. 12 августа принято считать началом создания военной авиации России.


ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!


Поздравляем вас с днем Военно-воздушных сил!


Небесные высоты – символ мира, ведь они связывают все нации и страны. Стойко берегите их от недобрых посягательств! Охраняйте страну от неприятелей! Мужественно стойте на доверенном посту! А для этого вам будут нужны здоровье, сила, целеустремленность, и мы желаем их вам от искреннего сердца! С днем Военно-воздушных сил!



   С уважением , честь имею Председатель Совета РООВВС "Эфир" контр-адмирал Ю. Ефимов.


12 августа 2020 г.



Дата: 2020-08-12 | Просмотров: 26

Поздравляем с днем Воздушно-десантных войск!

vdv_90



Дата: 2020-08-02 | Просмотров: 37